РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                           учебной дисциплины   История

Данная дисциплина предполагает изучение основных процессов политического, экономического развития ведущих государств мира и России на рубеже веков (ХХ – ХХI вв.).

        Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель изучения дисциплины «История»;

- дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании современного мира;

- раскрыть основные направления развития основных регионов мира на рубеже XX XXI вв.;

- рассмотреть ключевые этапы современного развития России в мировом сообществе;

- показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории;

- дать понимание логики и закономерностей процесса становления и развития глобальной системы международных отношений ;

- научит использовать опыт, накопленный человечеством.

Задачи изучения дисциплины «История»:

- способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социально-экономических, политических и культурных процессов в контексте истории XXXXI вв.;

- стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного анализа явлений и процессов новейшей истории;

- дать учащимся представление о современном уровне осмысления историками и специалистами смежных гуманитарных дисциплин основных закономерностей эволюции мировой цивилизации за прошедшее столетие;

- обеспечить понимание неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимосвязи и взаимообусловленности процессов, протекающих в различных, нередко отдаленных  друг от друга районах мира.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ – начале ХХI вв.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

                       

                                 Содержание учебной дисциплины

 

Введение

Общая характеристика и периодизация новейшей истории

Раздел 1.

Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны».

Тема 1.1.  

  Послевоенное мирное урегулирование в Европе

Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Выработка согласованной политики союзных держав в Германии. Идея коллективной безопасности. Новый расклад сил на мировой арене. Речь Черчилля в Фултоне. Доктрина «сдерживания». План Маршалла. Начало «холодной войны».

 

 

Тема 1.2   

 Первые  конфликты и кризисы «холодной войны»

Образование Организации Североатлантического договора (НАТО). Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны». Высадка Войск ООН в Корее. Перемирие и раскол Кореи

Тема 1.3.  

 Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости

Рост антиколониального движения. Образование новых независимых государств в следствии крушения колониальных империй. Влияние «холодной войны» на освободительные движения. Трудности преодоления отсталости

Раздел  2.

Основные социально- экономические и политические тенденции развития стран во второй половине ХХ века.

Тема 2.1.  

 Крупнейшие страны мира. США.

Экономические, геополитические итоги второй мировой войны для США. Превращение США в финансово-экономического и военно-политического лидера западного мира. «Новая экономическая политика» Р. Никсона

Тема 2.2.  

 Крупнейшие страны мира. Германия

Провозглашение Федеративной Республики Германии и образование ГДР. ФРГ и «план Маршалла». Успешное восстановление экономики к 1950 г. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика Германии в период «холодной войны». Германо-американские отношения на современном этапе. Российско-германские отношения на современном этапе.

Тема 2.3.  .

 Развитие стран Восточной Европы во второй половине ХХ века

Страны Восточной Европы после второй мировой войны. Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель.

Тема 2.4

Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине ХХ века. Япония.

Экономическое и политическое положение Японии после второй мировой войны. Война в Корее и ее влияние на экономическое развитие Японии. Утверждение самостоятельной роли Японии в мире. Глобализация японской внешней политики. Эволюция ведущих политических партий.

Тема 2.5.  

 Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине ХХ века.

Китай.

Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминьдановский Юг. Гражданская война. Образование Китайской народной республики. Аграрная реформа, кооперирование, национализация предприятий, индустриализация. Провозглашение курса на превращение КНР в «великое социалистическое государство». Китай на современном этапе развития.

Тема 2.6.  

 Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине ХХ века.

Индия.

Провозглашение Индии республикой и принятие конституции 1950 г. «Курс Неру»: социально-экономические реформы 1950-х и первой половины 1960-х гг.; национальный вопрос в Индии.

Реформы 90-х гг. Выборы 2004 г.

Тема 2.7.

 Советская концепция «нового политического мышления»

Перестройка в СССР и ее воздействие на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы. Провал экономических реформ «перестроечного образца». Кризис коммунистических режимов и распад «социалистического лагеря», причины. Роспуск ОВД. Распад СССР и конец «холодной

Тема 2.8.   

 Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине ХХ – начале XXI вв.

           Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки во второй половине ХХ в. Борьба за демократические преобразования. Два пути развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа) или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия …).

 

Тема 2.9.  

 Международные отношения во второй половине ХХ века. От двухполюсной системы к новой политической модели.

Смена государственных руководителей в США и СССР, начало оттепели в отношениях сверхдержав. Визит Н.С.Хрущева в США (1959г.).  Берлинский кризис (1960 г.). Карибский кризис (1962 г.). Противостояние военных блоков. Потепление советско-американских отношений в начале 1970-х гг. Советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений. Подписание Заключительного акта в Хельсинки. Ввод советских войск в Афганистан. Расширение границ НАТО на Востоке. Роль ООН в урегулировании региональных конфликтов.

 

Раздел 3.

Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во второй половине XX – начале XXI вв.

Тема 3.1.  

 Научно – техническая революция и культура

НТР и социальные сдвиги в западном обществе. Развитие образования. Кризис традиционных и национальных культур и жанров. Постмодернизм в философии и массовой культуре.

 

Тема 3.2.  

 Духовная жизнь в советском и российском обществах.

Этапы развития духовной жизни советского российского общества второй половины ХХ века, черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России. Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

Раздел 4.

Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества.

Тема 4.1.  

 Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации, мировая политика.

Происхождение глобальных проблем современности. Глобалистика и политическая сфера. Геополитические факторы в мировом развитии и современность. Геополитическое положение и национальные интересы России. Новая Россия в новом мире. Россия и НАТО.

Тема 4.2.  

 Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности

Проблемы национальной безопасности в международных отношениях. Основные виды национальной безопасности. Пути и средства укрепления экономической безопасности. Экологические аспекты национальной, региональной и глобальной безопасности. Военная безопасность и проблемы обороноспособности государств. Деятельность РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности.

Тема 4.3.  

 Международное сотрудничество в области противодействия международному терроризму и идеологическому экстремизму

Международный терроризм как социально-политическое явление. Наступление эпохи терроризма. Исторические корни. Проблема терроризма в России. Международный терроризм как глобальное явление. Основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма.

 

Тема 4.4.  

 Российская Федерация – проблемы социально- экономического и культурного развития

Россия и СНГ в укреплении безопасности на постсоветском пространстве. Проблемы социально – экономического и культурного развития страны в условиях открытого общества. Многосторонние и двусторонние финансово-экономические связи России. Международные культурные связи России.

 

 

Литература:

 

1.  Л.Н.Алексашина , В.А.Головина. Всеобщая история  XX  начала XXI века. Учебник для общеобразовательных учреждений. М,:Мнемозина, 2008.

2.  В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков История. Учебник. М.: Академия, 2011

3.  В.О.Дайнес История России и мирового сообщества. Хроника событий. – М.: 2004

4.  Новейшая история Отечества ХХ в. В 2т. /Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Шагина. 2-е изд., доп. – М., 2002.

                                       

5.  Россия в мировой истории; Учебник / Под ред. В.С.Порохни. – Смоленск, 2003.

6.  Современные международные отношения. Учебник /Под ред. А.В.Торкунова. – М.: РОСПЭН. 1999.

7.  Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учебн. Пособие. – М.: 2000

8.  Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учебное пособие. – М.: Гардарики. 2002.

9.  Всемирная история в таблицах и аннотациях. / Автор – составитель Орлова Л.Б.М., 2010

10.                      Всемирный биографический энциклопедический словарь. М., 2000

 

Интернет – ресурсы

1.     Всемирная история в лицах – http: // rulers.narod.ru

2.     Геосинхрония (Атлас всемирной истории) – http://www.ostu.ru 

3.     История на RIN.ruhttp://history.rin.ru

4.     История.Ру  (хронология, карты) – http://www.istorya.ru

5.     Хронос (хронологические таблицы) – http://www.hrono/ru

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Контрольные вопросы и задания

 

Раздел 1.               Послевоенное мирное урегулирование. Начало

                                  «холодной войны».

 

1.         Какие решения приняла Потсдамская конференция?

2.         Когда была создана ООН? Каковы были е цели? Какие пункты были включены в Устав ООН?

3.         Что такое «холодная война»? В чем были ее причины?

4.         Что такое биполярный мир? Как он сложился?

5.         В чем состояли причины и последствия Берлинского кризиса?

6.         Почему началась Корейская война? Каковы были ее итоги?

7.         Каковы причины крушения колониальной системы во второй половине ХХ века?

8.         Какой год и почему назван Годом Африки?

9.         В чем состояли трудности преодоления отсталости стран «третьего мира»?

10.    В чем заключался выбор ориентаций и моделей развития для стран Азии и Африки в 1950 – 1980-е годы?

 

Раздел  2.  Основные социально- экономические и политические                     тенденции развития стран во второй половине ХХ века.

 

1.             Как изменилась роль США в мире после Второй мировой войны? Что способствовало превращению США в лидера западного мира?

2.             Каковы особенности развития США в конце XX- начале XXI в.в.?

3.             Как концепция «нового политического мышления» , выдвинутая М.С. Горбачевым повлияла на советско-американские отношения?

4.             Каковы причины быстрого экономического развития ФРГ в 1950-е г.?

5.             В чем состояли основные положения доктрины национальной безопасности и внешней политики ФРГ в период «холодной войны»?

6.             Каковы основные черты российско – германских отношений на современном этапе?

7.             Как к власти в восточноевропейских странах пришли коммунисты? Какие преобразования они провели?

8.             С чем связаны кризисы в Польше, Венгрии, Чехословакии? Как они были разрешены?

9.             Каковы причины нарастания кризисных явлений в социалистических странах Европы?

10.        Какие изменения произошли в странах Восточной Европы в результате «бархатных революций»?

11.        Каковы особенности развития Японии во второй половине  XX – начале XXI в.в.?

12.        В чем причины «японского экономического чуда»?

13.        Как изменялась политика Мао Цзедуна после прихода к власти в Китае коммунистов?

14.        Каково содержание и значение реформ 1970 – 1990-х годов в Китае?

15.        Какие основные проблемы были решены в Индии за годы независимости?

16.        Какие были цели реформ, начатых М.С. Горбачевым? С каких мероприятий началась перестройка?

17.        Как реформировалась экономика СССР в годы перестройки? Каковы были результаты реформ?

18.        Какие изменения пережило политическое устройство СССР в годы перестройки?

19.        Как распался СССР?

20.        Каковы основные тенденции развития стран Латинской Америки во второй половине  XX – начале XXI в.?

21.        В чем состояли причины образования военно-политических блоков после Второй мировой войны?

22.        Каковы причины кризисов в 40-50-х гг. ХХ в.?  Каковы были их последствия?

23.        Каковы причины и чем закончились крупнейшие военные конфликты 60-80-х гг. ХХ в.? Что такое разрядка? В чем ее причины?  Какие были достигнуты соглашения?

 

                          

Раздел 3.               Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во второй половине XX – начале XXI вв.

 

1.             Каковы основные черты нового этапа научно-технической революции, начавшегося в 70-е гг. ХХ в.?

2.             Какие направления науки развивались во второй  половине ХХ в. Наиболее интенсивно? Как изменилась роль науки в обществе?

3.             В чем появился кризис традиционных и национальных культур и жанров в конце ХХ века?

4.             В чем состоят достоинства и недостатки массовой культуры?

5.             Какие новые направления в искусстве появляются во второй половине ХХ века?

6.             Как процесс глобализации коснулся культуры второй половины ХХ века?

7.             Каковы этапы развития культуры советского российского общества во второй половине ХХ века?

8.             Как период гласности отразился на развитии культуры в нашей стране?

9.             Как развивалась система образования в 1945 – 1991 гг.?  Какова цель реформы образования современной России?

10.        Какова роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций?

 

Раздел 4.               Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы                

                                   человечества.

                      

 

1.     Каково происхождение глобальных проблем современности?

2.     Какое влияние оказывают геополитические факторы на мировое развитие в современном мире?

3.     Каковы направления деятельности России по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности?

4.     Каковы исторические корни международного терроризма как социально-политического явления?

5.     Каковы основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма?

 

Преподаватель: Горина Надежда Михайловна.
                           Электронный адрес: gorinanm@yandex.ru 

Уважаемые студенты!  Вам предлагаются варианты контрольных работ. Выбираете один из них, выполняйте и присылайте на указанный электронный адрес.

Вам предоставляется возможность составить другой вариант из предложенных вопросов.

 

 

 

Контрольная работа.

Вариант № 1

 

1.                                                             Когда была создана ООН? Каковы были е цели? Какие пункты были включены в Устав ООН?

 

2.                                                             Как концепция «нового политического мышления» , выдвинутая М.С. Горбачевым повлияла на советско-американские отношения?

 

3.                                                             Каковы основные тенденции развития стран Латинской Америки во второй половине  XX – начале XXI в.?

 

4.                                                             Как период гласности отразился на развитии культуры в нашей стране?

 

5.                                                             Каково происхождение глобальных проблем современности?

 

 

 

 

Вариант № 2

 

1.                                                             Что такое биполярный мир? Как он сложился?

 

2.                                                             Каковы причины нарастания кризисных явлений в социалистических странах Европы?

 

      3.                       Каковы особенности развития Японии во второй половине  XX – начале XXI вв.?

 

     4 . Какие направления науки развивались во второй  половине ХХ в. Наиболее интенсивно? Как изменилась роль науки в обществе?

5.Каковы исторические корни международного терроризма как социально-политического явления?

 

 

 

Вариант № 3

 

1.Что такое «холодная война»? В чем были ее причины?

 

2.Как к власти в восточноевропейских странах пришли коммунисты? Какие преобразования они провели?

 

3. Какой год и почему назван Годом Африки?

 

4.В чем состояли основные положения доктрины национальной безопасности и внешней политики ФРГ в период «холодной войны»?

 

5.Какова роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций?

 

 

 

 

Вариант № 4

 

1.                                                           Каковы причины крушения колониальной системы во второй половине ХХ века?

 

2.                                                           Какие изменения пережило политическое устройство СССР в годы перестройки?

 

 

3.                                                           Какие основные проблемы были решены в Индии за годы независимости?

4.                                                            

В чем состоят достоинства и недостатки массовой культуры?

 

5.                                                           Каковы основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма?